Назад, к оглавлению

 

Кризис 1998 года в России.

Причины, последствия, уроки.

 

Введение

 

Вспоминаю 1998 год. Я тогда трудился в качестве оператора в Воквнешторгбанке, что в нашем замечательном городе на ул.Горького. Уже почти три года. Устроился я туда не по знакомству, а «с улицы», поставив себе целью получить работу в финансовом секторе экономики, где, по слухам,  получали неплохие «бобы». Обошел отделы кадров нескольких финансовых учреждений, в одном взяли. А второй моей целью тогда было получить специальность системного администратора или программиста, так как уже в то время я неплохо разбирался в программировании. Но с этим вышла проблема. Меня, как я уже сказал, взяли оператором, на довольно тупую (но требующую большой аккуратности) работу по «набиванию» документов. Работа эта занимала, слава богу, не все 8 часов тяжелого трудового дня. В свободное время мне подкидывали производственные задания по программированию, и обещали перевести в программисты через некоторое время (а платили программистам больше, хотя и не столько, сколько «чисто-банковским» работникам). Обещанного я как обычно бывает и ждал все эти три года, несмотря на несколько отлично осуществленных программных проектов. Подружившись с одной девчонкой, я узнал, что большинство здесь работают по знакомству, целые кланы трудятся на финансовой ниве. Ситуация с оплатой, как выяснилось, с годами все ухудшалась и ухудшалась. При мне хорошие деньги получили люди, которые продали акции банка в том самом 1998 году, если не ошибаюсь (один вполне рядовой сотрудник купил «пятерку», начальник технического департамента, где я работал – пятидверную «Ниву»). Так как распределение акций происходило еще до моего приема на работу, я в  число счастливцев не попал. Ну да ладно, я несколько отвлекся, ближе к надвигающемуся кризису.

Я тогда интересовался политикой и компьютерами, в экономике понимал мало. Слова «ГКО» пропускал мимо ушей. На работе в моем окружении никаких слухов  о надвигающемся кризисе не было, да в общем то мне эта информация была без нужды. Рублевых накоплений у меня не было. Хотя у моих родственников кое-что было, и спустя неделю-две после кризиса я поменял им рублевую массу на зеленую на работе по вполне приемлемому еще курсу.

Хотя, если бы я знал о кризисе заранее, я мог бы уволиться с работы и получить на руки свой так называемый «вклад», куда перечислялась ежемесячно часть зарплаты. Забирать этот вклад работники могли только после увольнения. Итак, если бы я перед кризисом уволился, получил свой «вклад» и тут же обменял его на доллары, то сразу после кризиса я остался бы в большом выигрыше, ту же Жигули-пятерку, самую дешевую, мог бы купить запросто.

Два месяца прошло после кризиса. И вот однажды в октябре позвали меня в отдел кадров и сказали, что в банке вынуждены провести 30-процентное сокращение. И попросили на выход. Что делать? Плюнул я и пошел искать другую работу. Нашел, и быстро. Но насчет пересчета на доллары – до кризиса я в банке получал 300 баксов (в пересчете, повторяю, получал-то я рублями), после кризиса рублевая моя зарплата в том же банке не изменилась, даже чуть повысилась, но в долларах это стало уже сотня. И после увольнения следующая моя работа была на те же сто баксов.

 

Причины

 

Итак, с моим личным «прохождением» через кризис закончено. Приступим к обобщенному взгляду на причины и следствия (сперва на причины). Я буду излагать свой взгляд на вещи, временами ссылаясь на мнение авторитетов.

Как известно, при социализме практически все, что можно (почти вся собственность, я имею ввиду) находилось в руках государства. К 1991 году многие считали, что в частных руках предприятия заработают лучше. Нужно для этого по крайней мере часть собственности каким-либо образом передать в частные руки. Таким образом считали и многие из тех, кто в те годы оказались у власти. 

Крупных состояний в стране тогда было мало. Конечно, подпольные миллионеры кое-где встречались, но были редкостью. В 1992 году знакомая моей жены, заработав за границей небольшое относительно количество долларов (три тысячи), смогла купить однокомнатную квартиру  в кирпичной «свечке» на улице Белинского у человека, срочно отъезжавшего заграницу. Вот такой тогда был сказочный рынок недвижимости.

По-видимому, перед теми, у кого находилась власть, вставал вопрос - кому и за сколько продавать? За «настоящие» деньги – некому. Больших денег ни у кого нет. А иностранцам, у которых деньги имеются – вроде как непатриотично.

Была конечно возможность просто отдавать собственность бесплатно, но с условием: если объект не заработает как надо, то государство заберет его назад. Процитирую в этой связи Артема Тарасова, статью «Жить надо так, что бы ни было»:

«Что предлагалось нами взамен?

Любое промышленное предприятие в России должно быть отдано в руки любому предпринимателю или компании, которые продемонстрируют или докажут свою способность и желание наладить там производство.

Для начала на бумаге в представленных документах. Если у Вас компания, которая подтвердит свою квалификацию, наличие средств и возможностей наладить выпуск, например, холодильников, приходите на российский завод холодильников и забирайте его целиком бесплатно. Но государство, при этом подпишет с Вами очень простой контракт о том, как Вы собираетесь управлять этим заводом. По нему в течение первого года Вы, например, обязуетесь расплатиться с долгами этого завода и обеспечить регулярную выплату заработной платы рабочим. За второй год Вы выйдете на уровень производства 1968 или 1970 года.

Третий год - уровень 1972 года. За четвертый году Вы совершите рывок и создадите новую модель холодильника, который сразу же сделает продукцию завода экспортной... и т.д. Как только стороны расписались в контракте с графиком работы и достижений на 3 или на 5 лет, можете забирать завод.

А вот дальше простой контроль со стороны государства определит, как Вы справляетесь со своими контрактными обязательствами. И чтобы не было почвы для взяток, а была бы обыкновенная объективность, итоги определяются не персональным мнением членов комиссии, а по критериям и показателям, разработанным для данного производства на основании условий контракта в результате обработки данных на компьютере. Так сказать, автоматически без присутствия бюрократа.

Справились с первым годом обязательств - отлично. Справились со вторым - появились дешевые отечественные холодильники в продаже. Завалили третий год - государство в праве (юридическом) на основании контракта забрать у Вас завод обратно и передать его в руки новой компании, которая свои обязательства выполнит лучше.

Если Вы справлялись со своими обязательствами все пять лет, тогда и завод - по праву Ваша собственность, и холодильники в продаже имеются, что и есть главная цель государственной политики по подъему промышленности. Да еще и налогоплательщик создан общими усилиями, а это уже просто финансовое достижение государственной политики.»

            Цитата закончена.

            По такому пути также не пошли (то-есть по пути бесплатной, но условной передачи). Собственность стали распродавать за «маленькие» или в лучшем случае за «средние» деньги ( руководящему составу предприятий дали возможность эти «средние» деньги накопить ). Когда читаешь статьи в прессе, обычно как-то туманно и размыто говорится о конкретных эпизодах приватизации. Но здравый смысл, а также крупицы информации из прессы и Интернета подсказывают мне, что большинство схем были до безобразия просты.

            Схема 1 – бизнесмен N, обладающий связями, покупает у государства некий объект  (за мизерную цену, благодаря своим связям). Но даже этих небольших относительно денег у него на начальном этапе приватизации может еще не быть.  Чтобы деньги найти, он, пользуясь своими связями, берет у государства же в долг, причем кредит с весьма большой вероятностью не возвращается.

            Схема 2 – образуется инвестиционный фонд «A», собираются ваучеры у населения. Потом ваучеры передаются (фактически дарятся) фирме B, которой владеет сам начальник инвестиционного фонда «A». Фирма «B» покупает заводы, газеты, пароходы. Фонд «A» закрывается, дивидендов никаких не платит. Все.

            Схема 3 – директор завода просит своего родственника, или, возможно, подчиненного, которому доверяет (например замдиректора по экономике), создать фирму. Продукцию завода директор продает за полцены этой подставной фирме, подставная фирма продает продукцию уже за полную цену реальным покупателям. Копятся деньги на акции. Потом акции покупаются этой самой подставной фирмой. Рабочим все это время, возможно, задерживается зарплата.

Иногда случалось и так, что владелец подставной фирмы «кидал» директора завода и сам становился хозяином. Пример (про А.А.Мордашова) можно найти на сайте compromat.ru по адресу

http://www.compromat.ru/main/mordashev/portret.htm

Процитирую:

«В начале приватизационного периода Мордашов стал директором по экономике и финансам Череповецкого металлургического комбината, в 93-м преобразованного в ОАО «Северсталь». Изначально экономист-финансист имел отличные отношения с женой тогдашнего директора комбината Юрия Липухина, которая и посоветовала мужу присмотреться к талантливому молодому человеку. Тогда Липухин и предложил 27-летнему Алексею Мордашову занять кресло директора по экономике и финансам, а также доверил ему заниматься приватизацией металлургического гиганта. Что же сделал господин Мордашов? Он создал дочернюю компанию «Северсталь-инвест» (24% акций которой принадлежали «Северстали», а 76% — лично Мордашову) и затем скупил акции «Северстали». А в результате в его личной собственности оказались 16% акций и еще 80% под его полным контролем, как неоднократно заявлял сам Мордашов в интервью. Далее Алексей Мордашов сообщил своему шефу Юрию Липухину, что «Северсталь» — теперь его, мордашовская, собственность, в услугах Липухина не нуждается, и потребовал освободить кресло директора комбината. Липухин вынужден был покинуть главный кабинет предприятия, и таким образом Мордашов стал директором и полновластным хозяином ОАО «Северсталь».»

Конец цитаты.

Для нас во всем этом существенно, что государство распродало то, чем владело, задешево. Те, кто командовал приватизацией, по крайней мере, значительная их часть, свой интерес от этого процесса не упустили. Итак, теперь деньги от продажи нефти (для примера) идут уже не государству, а владельцу нефтяной компании, того же «Юкоса». У государства конечно остались какие-то деньги от продажи собственности, но они скорее всего быстро закончились. Но государству деньги нужны по-прежнему – на армию, образование, культуру, детские пособия, здравоохранение и т.д.   Возможно командиры приватизации полагали, что новые хозяева будут исправно платить налоги, но судя по всему с этим прогадали. Итак, где государству взять деньги? Помимо налогов, как преподают на лекциях по макроэкономике, есть еще два пути (я не утверждаю, конечно, что только два). Первый – это запустить инфляционные процессы ( включить печатный станок ). Второй – брать взаймы. Первый путь использовали вначале, в 1992-1993 годах. Потом инфляцию «обуздали». Далее приоритетным стал второй путь. Одна из форм заимствований государства – так называемые «Государственные краткосрочные обязательства» (ГКО).

ГКО государство продавало банкам. Сроки погашения - 3, 6 и 12 месяцев и с годовыми процентами, значительно превышавшими те, которые банки могли бы получить от обычного кредитования разных проектов или от перевода рублей в иностранную валюту (до 200 процентов в год). Стабилизация курса доллара и снижение инфляции в 1996 г. до уровня в 22 процента делали идею продаж ГКО достаточно реальной.

Как мы все помним, с начала 90-х годов в Росси получили распространение схемы так называемых «финансовых пирамид». Люди одалживали некой организации деньги под очень привлекательные проценты (ведя обычную торговую или промышленную деятельность, нереально получить прибыль, достаточную для выплаты таких процентов). Деньги же на выплаты процентов и на возвраты вкладов (если кто-то из первоначальных пайщиков хотел вернуть свои средства назад) брались из вкладов новых участников пирамиды. Понятно, что для того, чтоб исправно платить проценты, нужно постоянно привлекать новых вкладчиков, причем в следующем месяце должно прийти больше людей со своими деньгами, чем в этом месяце. Но проблема в том, что количество людей, имеющих деньги, а также имеющих желание отнести их в пирамиду, на территории Российской Федерации ограничено. В мире количество таких людей тоже ограничено (это для того случая, если финансовая пирамида вдруг получит возможность выйти на международный рынок). Таким образом, когда-нибудь последний вкладчик принесет деньги, их тут же отдадут предпоследнему вкладчику, который придет в этот момент за процентами, а когда последний вкладчик придет за своими процентами, он уже ничего не получит. Денег не будет. То-есть в конце концов должен наступить момент истины.

Когда читаешь статьи о финансовых пирамидах, иногда высказывается мнение, что во всем виноваты сами вкладчики, не нужно быть дураками и тому подобное. Но если посмотреть на вещи объективно, нужно отметить, что государство никак не препятствовало деятельности этих пирамид. Были созданы все условия для их функционирования (юридические и др.). Реклама МММ шла по государственным каналам, причем людей убеждали, что вложенные денюжки идут на добычу алмазов, нефти и прочих высокодоходных сокровищ. Налицо явный обман.

Но вернемся к ГКО. В данном случае деньги вкладывали не физические лица, а юридические. Но тем не менее это кампания приняла «пирамидоподобную» форму. Опять не удержусь от цитирования источника, на этот раз Жореса Медведева («Причины и последствия финансового кризиса в России»):

«С помощью ценных бумаг оформляются обычно внутренние заимствования и в других странах. В России большинство банков, как и отдельных граждан, предпочитали хранить свои сбережения в форме иностранной валюты, ибо очень больших процентов по рублевым вкладам никто платить уже не стал (инфляция в 1995 г. снизилась до 130 процентов), а иностранная валюта, хоть по ней и выплачивались гораздо меньшие проценты, давала сбережениям определенную стабильность. Чтобы привлечь средства вкладчиков для решения внутренних проблем, правительство предложило банкам ценные бумаги, по которым было обещано чуть ли не 200 процентов годовой прибыли — во всяком случае, значительно больше, чем съедала инфляция. Бумаги эти получили условное название ГКО — "Государственные краткосрочные обязательства", и покупать их у Министерства финансов банкам стало выгодней, чем переводить деньги в валюту. Иное дело, что не просто долг, но и 200 процентов прибыли правительству вскоре предстояло из каких-то средств выплачивать.

 

Между тем расходы правительства непредвиденно росли. Начатая в Чечне война неожиданно развернулась в серьезный конфликт с настоящими сражениями. В конце 1995 г. предстояли выборы в новую Думу, и уже начиналась кампания по выборам президента России в июне 1996 г. При этом вполне реальными ощущались поражение правящей партии "Наш дом Россия" при выборах в Думу и поражение Бориса Ельцина на президентских выборах. Изменить ситуацию можно было лишь очень большими деньгами, достаточными не только на щедрые избирательные расходы, но и на выплаты долгов по зарплатам и пенсиям и разнообразным льготам.

 

Для мобилизации средств коммерческих банков возникло два проекта. Первый из них предполагал проведение так называемых "залоговых аукционов", то есть фактическую продажу банкам по сравнительно скромной цене пока еще прибыльных государственных предприятий нефтяной, нефтеперерабатывающей и металлургической промышленности. Второй проект заключался в расширенной продаже банкам ГКО со сроками погашения в 3, 6 и 12 месяцев и с годовыми процентами, значительно превышавшими те, которые банки могли бы получить от обычного кредитования разных проектов или от перевода рублей в иностранную валюту. Стабилизация курса доллара и снижение инфляции в 1996 г. до уровня в 22 процента делали идею продаж ГКО достаточно реальной.

 

Как мы сейчас знаем, создание внутреннего долга путем продаж ГКО приобрело характер так называемой "финансовой пирамиды", при которой выплаты процентов по погашаемым краткосрочным ГКО осуществлялись не за счет доходов в реальных секторах экономики, а за счет продажи новых серий ГКО все большему и большему числу участников этой схемы. Поскольку объем денег у возможного числа участников все же ограничен, то после определенного срока их число начинает не расти, а снижаться, и основание пирамиды становится неустойчивым. В конечном итоге пирамида неизбежно рушится.

 

Было ли создание финансовой пирамиды ГКО сознательным замыслом с самого начала (первые ГКО появились еще в 1994 г.), или же так получилось стихийно, благодаря успешному размещению первых серий ценных бумаг, — сказать с уверенностью невозможно.»

Конец цитаты.

Некоторые авторы утверждают, что в Российском банковском кризисе виноват произошедший незадолго до этого кризис в Юго-Восточной Азии (Индонезия, Гонконг и др.).

Процитирую на этот счет Джорджа Сороса («Кризис мирового капитализма»)

«Я воздерживался от инвестиций в России, отчасти чтобы избежать любых проблем, связанных с конфликтами интересов, но главным образом потому, что мне не нравилось то, что я тогда увидел. Я не препятствовал управляющим моего Фонда, которые хотели делать инвестиции, и я также одобрил участие россиян в управлении инвестиционным фондом на равных условиях с другими западными инвесторами. Когда же в правительство пришел Немцов, я решил участвовать в аукционе «Связьинвест» — государственной телефонной холдинговой компании. Приватизация «Связьинвест» означала первый подлинный аукцион, на котором не было недостатка в покупателях. К сожалению, это окончилось отчаянной дракой между олигархами, одни из которых стремились к переходу к законному капитализму, а другие противились этому, так как были неспособны работать в рамках закона. Один из олигархов Борис Березовский угрожал разоблачениями, если не получит обещанную ему добычу. Эта злобная свара навредила Чубайсу, который руководил кампанией по переизбранию Ельцина и получал незаконные суммы от олигархов, что стало теперь достоянием гласности. Это произошло как раз в тот момент, когда начали проявляться последствия Азиатского кризиса. Корейские и бразильские банки, которые инвестировали значительные суммы в российский рынок, вынуждены были изъять свои средства. Некоторые ведущие московские банки также оказались в рискованном положении, так как располагали значительными суммами спекулятивных облигаций, а также непокрытыми форвардными контрактами в рублях. Некоторые опасные моменты произошли в декабре 1997 г., но их удалось успешно миновать. Процентные ставки резко возросли, государственные расходы были сокращены, однако Дума отказалась принять законы, необходимые для структурных реформ. Ельцин отправил в отставку премьер-министра Черномырдина и вынудил Думу согласиться на назначение на этот пост Сергея Кириенко, молодого технократа, предложенного Гайдаром и Чубайсом. В течение короткого периода Россия имела правительство реформаторов, лучшее из тех, которые были после распада Советского Союза, и МВФ предоставил кредит в 18,5 млрд. дол., из которых 4,5 млрд. были получены Россией. Но этого оказалось недостаточно.»

Нельзя также не процитировать заявление правительства Российской федерации и Центрального банка Российской федерации, подписанное Кириенко и Дубининым (от 17 марта 1998 года):

«Кризис на мировых финансовых рынках застал российскую экономику в начале подъема. С октября 1997 года Правительство и Банк России защищают главные достижения экономической политики последних лет стабильные цены и твердый рубль, а значит и уровень жизни народа.

В результате ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и неудовлетворительного положения дел с доходами бюджета резко обострилась проблема управления государственным долгом. Расходы по погашению ранее выпущенных государственных бумаг и уплате процентных платежей по ним при низком уровне налоговых поступлений стали непомерным бременем для государственного бюджета. Правительство России вынуждено сокращать внутренний государственный долг, урезая расходы федерального бюджета, осуществляя внешние заимствования. В июле экономическая программа Правительства была поддержана международными финансовыми организациями и ведущими странами мира.

Однако углубляющийся кризис в Азии, новое падение мировых цен на нефть не позволило восстановить доверие к российским ценным бумагам, а значит облегчить положение бюджета. Продолжается сокращение валютных резервов страны, банковская система стала испытывать определенные трудности.

В этой ситуации Правительство и Банк России считают необходимым принять комплекс мер, направленный на нормализацию финансовой и бюджетной политики.»

Понятное дело, политики хотят оправдаться. На мой взгляд – причина кризиса в самой схеме операции по размещению ГКО (имеется ввиду пирамидальная схема), а также в политике, которая привела к распродаже государственной собственности (вследствие этого не оказалось резервного источника финансовых поступлений, которые могли бы подстраховать, оградить от краха в случае наступления опасной ситуации).

 

Последствия кризиса.

 

Последствия – прежде всего в значительном снижении уровня жизни основной массы населения (в том числе и многих представителей буржуазии). Это я прочувствовал на себе (см.начало работы). Средний уровень жизни людей достиг докризисной отметки где-наверное в 2002-2003 годах.

Еще важное последствие – импортерам стало невыгодно закупать заграничные товары на подорожавшие доллары. Благодаря этому мы видели постепенное вытеснение импортных товаров отечественными (кстати зачастую произведенными по иностранной технологии). Апельсиновый сок «Тампико» теперь не найти, зато в продаже полно тетрапаков «Доброго сока», «Джей-севен» и др. Дорогое импортное пиво можно найти с трудом. Разноцветных ликеров начала девяностых тоже уже давно нет, так что пришлось отказаться от появившейся было пагубной привычки разбавлять водку ликером.

Произошло явное оживление прежде всего пищевой промышленности.

Приведу комментарий Бориса Кагарлицкого на этот счет (книга «Периферийная империя»):

«Крах рубля, деморализовавший олигархическую элиту, оказался благодеянием для экономики. Импорт стремительно сократился, а отечественные предприятия почувствовали себя более уверенно. Удешевление рубля резко повысило их конкурентоспособность. В свою очередь западные фирмы, не видя возможности ввозить в Россию продукцию, но боясь потерять рынок, начали вкладывать деньги и переносить технологии для производства на месте. Подобное стихийное замещение импорта привело к заметному оживлению промышленности.

В условиях, когда олигархия была растеряна, а население озлобленно, у президента Ельцина не оставалось иного выхода кроме как назначить правительство, способное действительно изменить экономический курс. Премьер-министром стал Евгений Примаков, а вице-премьером по экономике – Юрий Маслюков, оба являвшиеся решительными противниками неолиберального курса.

В отличие от борьбы за поддержание курса рубля новый кабинет взял курс на стимулирование производства и развитие внутреннего рынка. Огромные долги по зарплате, накопившиеся в государственном секторе, начали выплачиваться. К изумлению неолиберальных экспертов, инфляция росла гораздо медленнее, чем увеличивалась масса бумажных денег – цены на рынке были неоправданно завышены, и по мере появления у людей наличности цены даже начали снижаться, двигаясь навстречу платежеспособному спросу.»

 

Заключение

 

Итак, причина кризиса (на мой взгляд) – создание правительством финансовой пирамиды ГКО при «наличии отсутствия» дополнительных (страхующих) источников дохода. Почему не оказалось таких источников – тоже в общем-то виновата власть, которая торопливо провела приватизацию.

Основные последствия:

1-е (отрицательное) – долговременное снижение уровня жизни населения.

2-е (положительное) – оживление некоторых отраслей экономики.

Ну а насчет уроков – что же?  Лично мое мнение – остается надеяться, что власти России будут с большей аккуратностью пускаться в опасные финансовые авантюры. Если вспомним Францию – там что-то похожее было еще в восемнадцатом веке (афера шотландского финансиста Джона  Ло). Но в следующем веке воспоминания о прошлом не упасли от повторения хорошо забытого старого (французское строительство Панамского канала). Посмотрим, что будет дальше.

 

 

Источники:

1)Борис Кагарлицкий, «Периферийная империя»

 

2)Джордж Сорос «Кризис мирового капитализма»

 

3)«Хрестоматия по истории России.

ОТ СССР К РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 1985 – 2001 гг.»

Ответственный редактор А.Б.Безбородов.

4)Журнал Урал, № 7, июль 1998 г,  Жорес Медведев «Причины и последствия         финансового кризиса в России»

Назад, к оглавлению

 

 

Hosted by uCoz